Какие есть риски для подрастающего поколения при продолжительном просмотре видео, игр, роликов на мобильных устройствах.
Все мы используем электронные носители в повседневной жизни – они способствуют обучению детей, обеспечивают быстрое общение, обеспечивают интересные контакты и развлечения. С одной стороны, они способствуют развитию различных навыков, с другой, как мы уже успели для себя узнать, они могут стать для них источником множества угроз.
Интернет и игры, в том числе азартные, – не единственные занятия, которые слишком привлекают внимание детей. Общество потребления, которым мы стали сегодня, продвигает тенденции, которым подростки хотят соответствовать любой ценой. Для некоторых из них эта цена может оказаться завышенной, особенно когда ситуация выходит из-под контроля.
Диджитал-детство
Современное детство в современном цифровом мире сложно представить без электронных средств массовой информации: телевидения, компьютера, интернета или мобильного телефона. Подростки пользуются интернетом дома, а также используют мобильные устройства, такие как планшеты или мобильные телефоны, и проводят более четырех часов в день в интернете. В настоящее время для них это самый простой способ получения знаний, развлечений и интересных контактов с другими людьми, но это также может представлять серьезную угрозу. Это происходит, когда ребенок тянется к содержанию, к которому он или она не подготовлен эмоционально, когнитивно и ментально. Важно, кто, зачем и как пользуется интернетом.
Важны пропорции использования интернета и мобильных устройств во времени загруженного школьника. Никто не может внезапно отключить технологии, которые сопровождают нас каждый день. Каждый день мы видим много занятых подростков и взрослых с сотовыми телефонами в руках, планшетами и ноутбуками в метро, кафе и везде, где только возможно. Этот избыток компьютеризации и электронизации вторгается в нашу жизнь, хотим мы этого или нет – сейчас их время.
Их вездесущность и мультимедийный характер создают впечатление, что мы стали их жертвами. Однако на практике мы становимся зависимыми не от этих устройств, а от формы деятельности, которую мы проводим через них. Например, подростки используют интернет и мобильные устройства для загрузки и прослушивания музыки, связи с друзьями, подписки на блоги, просмотра фильмов или запуска каналов YouTube. Конечно, они также играют в агрессивные онлайн-игры, рискованные онлайн-азартные игры и другие игры, просмотр неприличных фото, сомнительные новые знакомства и другие формы, которые им угрожают. Симптомы зависимости от этих видов деятельности могут проявляться в любой из этих сфер, как изначально конструктивных, так и отрицательных. Это зависит от того, как подросток их использует.
Интернет, а также другие рискованные занятия становятся для подростка предпочтительным способом улучшить настроение, избавиться от напряжения и мыслей о сложных вещах. Он чувствует своего рода принуждение, теряя контроль над этой деятельностью, он посвящает ей все возможные моменты, независимо от других своих обязательств. Чтобы иметь для этого больше времени, он ограничивает свои контакты со своим близким окружением, чувствует беспокойство, раздражение, когда пытается прервать или ограничить использование интернета, и эти состояния исчезают, когда он возвращается к компьютеру
Со временем симптомы усугубляются и возникает отчуждение от реального мира, прогрессирующие эмоциональные расстройства – перепады настроения, тревога, депрессия, попадание в конфликты с окружающей средой. При любой форме рискованного поведения, ведущего к поведенческой зависимости, подросток начинает менять свое текущее поведение. Именно поэтому за ним стоит наблюдать и реагировать на происходящие изменения.
В случае использования интернета, компьютерных игр или злоупотребления сотовой связью легче увидеть уровень вовлеченности подростков в этот вид деятельности. Даже если он закроется в своей комнате, мы все равно можем это проверить. Конечно, он может выйти из дома и использовать эти устройства вне нашего контроля. Однако сначала он сделает всё, чтобы убедить нас, что ему ничего не угрожает, что он использует их в образовательных целях, а во всяком случае, только для временного развлечения, поддержания контактов со сверстниками. Чем больше он нас уговаривает и чем больше и больше уделяет этому времени, тем пристальнее мы должны уделять этому внимание. Если это сопровождается уже упомянутыми выше симптомами, стоит поговорить о своих опасениях со специалистом.
Эту информацию сложнее собрать в случае азартных игр. Азартные игры часто называют «скрытой зависимостью», потому что, в отличие от других зависимостей, она не вызывает каких-либо видимых симптомов. У подростков азартные игры могут остаться незамеченными из-за других проблемных форм поведения, которые они проявляют в подростковом возрасте. Как родители подростка, играющего в азартные игры, мы можем не знать о проблеме до тех пор, пока не произойдет какое-либо критическое событие. Поэтому родителям стоит пользоваться доступными им многочисленными публикациями о поведении подростка. Им будет легче не только лучше понять его и эффективнее помочь, но и быстрее отреагировать в случае возникновения нарушений.
Когда дело доходит до азартных игр, наиболее типичными являются отсутствие денег, несмотря на имеющиеся «карманные деньги», частые кражи денег у членов семьи или дальних родственников, частая ложь с целью вымогательства денег для игры, вложения в долги, признаки побоев. В случае выигрыша могут появиться новые гаджеты, одежда или другие предметы, приобретенные подростком. Их владение обычно объясняется тем, что он получил их от друга или выиграл в розыгрыше с ним в карты или игральные кости.
В случае шопоголизма (а подчас и клептомании) дома появляются новая одежда или косметика, гаджеты, иногда ограниченные серии различных мелочей. Эти предметы чаще всего спрятаны в разных местах, иногда их вообще не распаковывают, бирки у них не разрезаны и они не используются. Подростку тоже нужны деньги, чтобы купить их, поэтому он тратит то, что получил от родителей, вымогал у других, украл или взял в долг.
Когда дело доходит до орторексии – это навязчивые списки здорового питания, отслеживание новостей о диете, бесконечные разговоры на эту тему, отказ от других продуктов, питание в одиночестве, чтобы избежать комментариев домочадцев, постоянное взвешивание, исследования и т. Д. Конечно, все эти формы зависимости сопровождаются психологическими симптомами, о которых указано выше. Любая форма деятельности может вызывать привыкание.
Что делать?
Используются различные направления терапии, собственные программы и программы, основанные на работе с наркозависимыми. Механизмы и симптомы функциональных зависимостей схожи. Программа выздоровления юного игрока спланирована иначе, чем у человека, увлеченного покупками или просмотром интимных видео. Просто взять и не покупать гаджеты – это не выход.
В работе с подростками ближе всего системная терапия, чередующаяся с индивидуальными встречами. Важна групповая работа, благодаря которой подросток может увидеть, что его проблема не единственная. Чувство уникальности его собственных трудностей уменьшается в пользу принадлежности к большей группе людей в аналогичной ситуации.
Симптомы поведенческих расстройств у подростка обычно отражают проблему для всей семьи. Поскольку у него чаще всего другое мнение о своей проблеме, представление мнения других членов семьи, их реакции на проблему, ее источники и попытки ее решения позволяет подростку увидеть всю ситуацию с другой точки зрения. Кроме того, очень ценным ресурсом является поддержка семьи в терапевтической работе.
Как и в случае с другими зависимостями, важно, чтобы подросток узнал основные симптомы и причины своего поведения и осознавал неэффективность методов, которые он использует для решения проблемы – если он пытался. Для него важно уметь определять свои потребности, неудовлетворенные потребности которых могут привести к усилению разочарования и стресса. А также понять опасность зависимости – ухудшение здоровья, ограничение жизнедеятельности, ухудшение отношений с близкими.
Следующим шагом является разработка и реализация плана решения проблем, а также приобретение навыков, полезных для этой цели. Самое главное в работе с подростком – это правильный баланс поддержки и противостояния. Если противостояние преобладает, и мы заранее не построим достаточно хороших терапевтических отношений, то мы не достигнем наших целей.
А компьютерная техника должна оставаться техникой – помощником в решении жизненных задач, и при ее правильном и независимом использовании она принесет вашему ребенку только пользу.
Комментировать