Что такое выдержка при фотосъемке, какие бывают её виды, а также немного о выборе значений выдержки на примере конкретных сцен.
Одной из составляющих экспозиции является выдержка – время, в течение которого объектив камеры остаётся открытым и, соответственно, в течение которого светочувствительный элемент (иначе говоря, матрица) принимает весь входящий свет. Изменение параметра выдержки помогает как осветлять или затемнять фотографию и фотографировать движущиеся объекты на большой скорости, так и создавать полноценные рисунки, выполненные техникой «замороженного света» (от англ. «freezelight»).
Настройка выдержки
Настроить выдержку – значит, подобрать оптимальное для конкретно данных условий съёмки время открытия затвора. Оно определяется в зависимости от сразу нескольких факторов:
-
Освещённости сцены. Чем больше света падает на неё, тем меньшее значение выдержки необходимо устанавливать, поскольку переизбыток полученного света попросту не даст получить качественный снимок;
-
Цели съёмки. Если необходимо снять движущийся объект, «поймать» его, то значение выдержки должно быть минимальным, поскольку меньшее количество времени позволит отобразить не смазанный, но чёткий и ясный силуэт и контур;
-
Значений параметров ISO (баланса белого) и диафрагмы. Комбинации различных значений параметра выдержки с данными рассмотрены ниже.
В практически любом фотоаппарате, который позволяет изменять вручную значение выдержки, присутствует несколько унифицированных заводских настроек, использования которых в большинстве случаев достаточно для наилучшего отображения конкретно данной сцены. Обычно минимальный предел – 1/8000 или 1/4000 секунды, а максимальный может быть либо ограничен пользователем (режим «Bulb»), либо 30 секундами.
Минимальная выдержка (указанные выше мин. пределы) применима в тех случаях, когда необходимо максимально детально снять объект в движении, чтобы он не был размыт. Обычно используется при снятии капель воды в воздухе (например, при крупном дожде), спортсменов (особенно хорошие снимки выходят при съёмке пловцов и теннисистов, поскольку в первом случае можно поймать движение рук вкупе с брызгами, во втором – взаимодействие руки, ракетки и мяча), молний, бегающих животных и пр.
Средние значения применяются для того, чтобы показать движение объекта, оставить силуэт позади основного персонажа сцены. Классическое значение выдержки – 1/25, 1/50 – позволяет не только получить своеобразную тень позади объекта съёмки, но и размазать ненужные детали. Такое значение изредка используют при макросъёмке, когда, например, следует заснять неподвижный объект в ветреную погоду.
Максимальные же значения используются для полноценного рисования светом (светописи) и получения изображения огней города, автомобилей и движения звёзд. Если в первом случае выдержка позволяет получить фактически изображение дополненной реальности, то во втором – звёздных путей. Так, если установить камеру на штатив на 10-15 минут в ясную погоду против лунного света на звёзды, то по итогу на снимке отразятся дуги звёзд. Вообще, лучшие снимки же получаются и вовсе, когда Луна сокрыта за облаками, поскольку свет от неё чересчур сильный и зачастую сильно перебивает свет от звёзд, и в итоге приходится прибегать к помощи фоторедакторов.
Совет. Чистое звёздное небо, хоть и даст неплохое изображение звёздных путей, не является лучшей сценой для съёмки звёзд; для получения самых интересных снимков рекомендуется находить отражающую поверхность (например, озеро или реку) и использовать широкоугольный объектив, позволяющий одновременно захватить и пути, и упомянутую поверхность.
Определение значения выдержки в зависимости от сцены
Переходя к практическим примерам, необходимо сказать, что выдержка, чьё значение превышает одну секунду, считается очень длинной, а изображение, полученное с её применением, очень чувствительно к сотрясениям, потому без применения стабилизатора и штатива не обойтись.
Минимальные значения, как уже говорилось выше, следует использовать при съёмке движущихся объектов. Если необходимо сфотографировать летящую к цветку бабочку или порхающую в воздухе птицу, то значение выдержки обычно не превышает 1/2000 секунды. Меньший параметр обычно используется при съёмке капель воды в воздухе, насекомых и макросъёмке. Хорошие спортивные сюжеты на бюджетные камеры обычно делаются при чуть большей выдержке – 1/500 и даже 1/250. Профессиональные же фоторепортёры могут получать кадры на всё той же 1/4000 секунды, однако они не ограничены в регулировке ISO и степени открытия диафрагмы так сильно, как рядовые фотолюбители. К примеру, на большинстве фотокамер верхний порог ISO – 1 600, на профессиональных - 3 200.
Очень красивыми и интересными кадрами обычно являются те, где происходит взаимодействия человека с объектами, которые в реальной жизни слишком скоротечны, что и не позволяет оценить их красоту: например, фотография лопающегося мыльного пузыря от прикосновения пальца малыша может быть получена только на очень малой выдержке, но выглядеть она будет прекрасно (особенно, если поймать солнечный свет на пузырь так, чтобы тот заиграл радужными оттенками на поверхности).
При этом в некоторых случаях применение короткой выдержки может быть не столь оправданно, как использование длинной: например, при съёмке участвующего в автогонках болида имеет смысл поэкспериментировать с выдержкой в 1/100 и даже 1/60, ведь такие значения помогут получить на фото эффект движения за счёт смазанного заднего фона.
Длинные выдержки дают ещё один потрясающий эффект – эффект размытия объекта, что особенно интересно смотрится при съёмке тумана, циклично вращающихся или двигающихся объектов с невысоким уровнем освещённости (классический пример – колесо обозрения с подсветкой), текущей воды и фейерверков. Значения, превышающие 1/15 или 1/20, позволяют полностью убрать волнение водной глади или покрова тумана, сделав их на фотографии очень мягкими, воздушными и «шёлковыми». Кстати, то же относится и к облакам, однако их сфотографировать таким образом гораздо сложнее в связи с большим количеством света, попадающего на матрицу в тот же промежуток времени.
Наконец, максимальные значения выдержки используются при передаче света от горящих в ночи звёзд (в итоге получаются на изображении следы их движения – звёздные пути), разнообразности цветов фейерверков. Выше уже говорилось про съёмку фейерверков, однако следует понимать, что разница в данном случае между длинной и очень длинной выдержкой заключается в том, что в первом случае след от того или иного цвета будет несколько более чёток, нежели во втором, что объясняется наложением цветов друг на друга.
Очень часто длинная выдержка применяется, когда хочется передать движение объектов на недвижимом фоне: так, поток автомобилей на городской автомагистрали отображается через световые линии, остающиеся от свечения их габаритов и задних огней. То же можно сказать и про съёмку взлетающего самолёта: от световой индикации, установленной на его борту, на фотографии в воздухе в итоге останется шлейф, отражающий его путь ввысь.
Советы по установке выдержки
Во-первых, следует всегда помнить, что параметр ISO – лишь вспомогательный инструмент, не основной, всегда лучше установить чуть более длинную выдержку, но при этом меньшее значение компенсации света посредством баланса белого. Это объясняется тем, что большинство бюджетных фотоаппаратов (как и гаджетов среднего класса) при высоких значениях ISO дают слишком большое количество шумов на итоговом изображении, что может негативно сказаться на его восприятии.
Во-вторых, следует помнить, что фотография должна иметь какой-то сюжет, потому фотографирование одного интересного здания в ночи с правильно установленной выдержкой не будет столь же интересным, сколько создание полноценного сюжета через включение в кадр дополнительного яркого цвета через источник света. Самый простой пример: если снимается в ночи какое-либо старинное здание с интересной деталью (например, красиво оформленным подоконником, колонной и т.п.), то её можно подчеркнуть, молниеносно проведя по контуру обёрнутым в цветную бумагу фонариком. В итоге на фотографии получится линия (фигура, полноценное изображение – это зависит от фотографа), делающая снимок интереснее и насыщеннее.
При съёмке звёздных путей рекомендуется прибегать к небольшой хитрости: использовать редактор на компьютере для объединения нескольких снимков в один. Смысл заключается в том, что хорошая фотография – итог компилирования нескольких бесшумных фото (то есть, с правильным балансом белого) и меньшей выдержкой. Если сравнить фото, полученные при очень длинной выдержке (более минуты), с теми изображениями, что представляют собой итог объединения нескольких, выигрышным будет смотреться именно последнее.
Комментировать